МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Развитие связной речи у детей 5-7 лет» (подготовила учитель - логопед Ворошилова И. А.)

Эта тема выбрана неслучайно. Во-первых, наш детский сад в связи с карантином, переходит на дистанционное обучение детей. Во-вторых,  это очень важно! Дочитайте текст до конца, подготовьте себя теоретически, рассмотрите внимательно предложенные задания и только потом приступайте к занятиям с ребёнком.

Связная речь – одно из направлений, над которыми мы работаем, наряду со звукопроизношением, грамматическим строем речи, словарем и т.д.

Вы понимаете, что недоразвитие связной речи отразится на дальнейшей жизни ребёнка, негативно скажется на обучении в школе; большинство из вас правильно определяют степень участия семьи в работе над развитием связной речи (родители должны принимать активное участие в развитии связной речи, выполняя рекомендации учителя-логопеда и воспитателей);

Достаточный уровень развития связной речи необходим на всех уроках – на уроке математики ребенок должен прочитать задачу и своими словами ее объяснить, пересказать содержание прочитанного, в последствие – при написании сочинений и изложений. Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Однако связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.

Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог. 

Диалог – это разговор между двумя и более людьми. Особенностями диалогической речи являются неполные предложения, восклицания, междометия, жесты, мимика. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.

Монолог – это последовательное изложение какого-либо события или вопроса одним человеком. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороной языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

В детском саду мы уделяем внимание работе над двумя видами монологической речи - это пересказ (воспроизведение услышанного текста) и самостоятельно составленный рассказ.

Родителям, работающим над связной речью детей дома, необходимо помнить следующее о пересказах: выделяют следующие виды пересказов:

Подробный или близкий к тексту.

Короткий, выборочный - Например: из какой-то сказки рассказать только событие произошедшие с одним героем.

С перестройкой текста (от лица различных героев) - Например: рассказ идет от третьего лица, то есть Дети пошли в лес собирать грибы…. Я пошел в лес собирать грибы.

С творческими дополнениями (придумывание отдельных эпизодов) начала, конца произведения.

Для пересказа необходимо:

подобрать произведение (короткий рассказ, сказку; желательны повторы в тексте; наличие прямой речи; действительность персонажей; меньше описаний);

прочитать (медленно, выразительно);

задать вопросы по содержанию текста, отработать новые слова;

прочитать повторно

предложить пересказать, при пересказе требовать грамматически правильно строить предложения.

Для пересказов хорошо подходят небольшие русские народные сказки («Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», а также короткие рассказы: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки и др. )

Составление рассказов.

Рассказывание может быть:

по игрушкам и предметам;

по картине, серии картин;

из опыта (дети опираются на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности);

творческие рассказы (рассказы о вымышленных событиях).

А ты как думаешь?

Например: не предлагать готовый вариант ответа на вопрос ребенка, а предложить ему самому пофантазировать, подумать. Ложитесь спать, а сверху у соседей что-то громко падает на пол. Ребёнок спрашивает: «Ой, мам, что это?» Мать предлагает: «А что же у него там упало, давай подумаем. А ты как думаешь?» И ребёнок целую историю выдает: «У дяди упал на пол фотоаппарат, и он разбился. Дядя начал ремонтировать его, но у него ничего не получилось, потом пошел и купил себе новый, крепкий, антикварный с золотыми заклёпками, плотной черной крышечкой, автоматический фотоаппарат. И когда он у него падал, то уже не разбивался, и дядя больше не расстраивался».

Обратите внимание: если бы мама сама ответила бы на вопрос ребёнка, то она бы не использовала возможности этой бытовой ситуации для развития речи, мышления и фантазии. А ему это удалось!

Подбор лексики (слов, передающих состояние, положение героев, отражающих внешний вид, действия); построение предложений разных типов (дети, в основном, пользуются простыми предложениями, частые повторы, лексические и синтаксические неточности); не умеют связывать части разговора; часто в рассказах отсутствует смысловая последовательность изложения материала.

При составлении рассказы по игрушкам учитывать следующее:

начинать с любимых;

в рассказ включать: название, части, их формы, цвет, материал, назначение;

использовать приемы:

загадки: ты загадай про игрушку, а я отгадаю, о чем ты сказал;

сравнение двух игрушек;

диалог между Вами и ребенком (каждый из вас – определенная игрушка);

когда дети просят купить игрушку, предложите рассказать о ней, как будто не понимаете, что он хочет.

Рассказы по картинкам:

подбирать картинки с простым сюжетом (2-3 действующих лица);

побуждать к тому, чтобы дети давали имена, описывали внешний вид людей, их действия, речь.

Каждый рассказ должен иметь название

У героев рассказа должны быть имена

Включать в рассказ диалог действующих лиц

Составленный рассказ должен быть грамматически правильно оформлен.

  Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следить за тем, чтобы ребенок отвечал полным предложением.

Вы можете помочь своему ребенку овладеть связной речью не только вовремя специально организованных занятий, но и дома. Ниже я предлагаю материал для составления рассказа по картинке. Тренируйтесь вместе с ребёнком. Помогайте ему, но делайте за него! Это отличная подготовительная работа к школе!

Желаю Вам терпения и успеха!!!

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.

c064b9f8b1a86f58d7151e256b5b14a1.jpg

0836f5900ca8c25f5d98e124ac0b4a51.jpg

1471a76c6ddec7cdf24f45adcb445860.jpg


1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные - нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.
3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

9c4c34c2faab5595c9dde9be7c69bedd.jpg


1.Беседапо картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это - зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как выдумаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.
3.Пересказ рассказа.

 Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.

6fb53e525697a21d898a4b2191eb4c5b.jpg


330067dee7533c21c69dabd1d2f95a4f.jpg

1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки?Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик,которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.
3.Пересказ рассказа.

 

4 апреля 2020 в 10:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.