МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Логопедические упражнения для развития речи" часть 4 (консультация учителя - логопеда Ворошиловой И. А.)

УПРАЖНЕНИЕ №21

Цепь: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. По­дробно и связно объяснить — в чем сущность отличия.

Пример: в 3-х случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырёхугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах.

946865e7bf80d44752953cca0ac80804.jpg

263056716abf16dee745173a8b317dea.jpg

0fd5888216f568f8f669aef79a05de93.jpg

2864aaf04da3a84be2df89dd9d12d066.jpg

5d17068bdb3293503ac95aa3a5d4b845.jpg

498eecc11a049a668c83d2a1ecc3dabd.jpg

УПРАЖНЕНИЕ №22

Цель: подробно объяснить, в чём ошибка предложенных суждений. Используя по-отдельности обе части каждого сравнения, самостоятель­но составить два правильных варианта.

Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правиль­ные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый.

Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле

У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький

Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий

Холодильник белый, а ковёр мягкий

Вата лёгкая, а гиря чёрная

У зайца длинные уши, а медведь коричневый

Зебра полосатая, а леопард злой

 УПРАЖНЕНИЕ №23

Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов.

В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ре­бёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана).

Пример: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: глав­ное отличие (птица живая, а самолёт — неживой), голова (у птицы есть голова, у самолёта — нет), движение крыльев (птица машет крыльями, а самолёт — нет), перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет), и т.п.

Самолёт и птица •  Река и озеро

Солнце и лунаТуча и облако

Книга и альбомТрамвай и метро

Компьютер и телевизорКастрюля и сковородка

Зонт и крыша Велосипед и автобус

Коляска и санкиСтолб и дерево

Нож и ножницыВаза и банка

Платье и сарафанШкаф и тумбочка

Наволочка и пододеяльник Топор и молоток

Гвоздь и шурупПоловник и ложка

Вилка и граблиДом и теплица

Будка и клетка

 УПРАЖНЕНИЕ №24

Цель: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом.

В случае затруднений взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия.

Пример: (определение ребёнка) лужа — это такая ямка в земле. Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п.

После целого ряда аналогичных вопросов ребёнку предлагается дать обоб­щённое определение.

ЛожьНаказаниеТюль

СкворечникГрозаРельсы

СтужаПерилаГрядка

ТеплицаДворецШалаш

КафельМагнитофонБассейн

ПодъездСоревнованиеЭскалатор

Клетка • ДушТелевизор

ПочкаВерандаПесочница

ПризПраздникОткрытка

ДружбаПочтовый ящик • Обои

Балкон Ссора

 УПРАЖНЕНИЕ №25

Цель: установив логическую связь между рисунками, расположенны­ми в одном ряду, дорисовать недостающий элемент логической цепочки. (При необходимости воспользоваться рисунками-подсказками). По­дробно объяснить свой выбор.

826e75b5059744ca3a2d49ee707527b5.jpg

cba3f96b0bc5943d12def1571709c752.jpg

b397d14ab47a88148ff0d16cf7e217e2.jpg

ae584e2993f28e86cdebb6394dc36037.jpg

53cfb170811171aaa7950538ace81d59.jpg

226ec74862dc2f4ed9c2a533c3ce4989.jpg

36cdc73d05eaf26644bcfe01a343eea2.jpg

9b2c136950cc17cf3dfd58bb4b028ed6.jpg

61c7214ac921220dd1c15ad10db9ce25.jpg

 УПРАЖНЕНИЕ №26

Цель: включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор.

Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ез­дить по улицам.

Ливень СлякотьЛистопад

МорозПасмурноЖара

КупаниеСнеговикПляж

Ручейки СосулькиЛедоход

СнежкиКуличикиОдуванчики

ПочкиВьюгаЦветение

Иней ПроталиныУрожай

КапельКатокПрополка

 УПРАЖНЕНИЕ №27

Цель: подробно объяснить — что положительного и что отрицатель­ного в названных явлениях.

Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо.

Листопад •  Купание в реке

Гонка на мотоциклахРубка леса

СнегопадГимнастика

ПутешествиеПросмотр телевизионных передач

Езда на машинеПребывание на пляже

Празднование дня рожденияКомпьютерные игры

Солнечные ванныПрогулка по лесу

Долгий сонОхота

Ремонт в квартиреПоездка на дачу

Катание на аттракционах

 УПРАЖНЕНИЕ №28

Цель: подробно объяснить — в чём ошибочность приведённых сужде­ний.

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трёхэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Папа моложе сына, но старше дедушки

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки 

2 апреля 2020 в 12:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.