МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.
|
"Логопедические упражнения для развития речи" часть 4 (консультация учителя - логопеда Ворошиловой И. А.)УПРАЖНЕНИЕ №21 Цепь: в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Подробно и связно объяснить — в чем сущность отличия. Пример: в 3-х случаях кружок и точка находятся в противоположных углах четырёхугольника, и только в одной фигуре они расположены в соседних углах. УПРАЖНЕНИЕ №22 Цель: подробно объяснить, в чём ошибка предложенных суждений. Используя по-отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных варианта. Пример: яблоко круглое, а лимон кислый. В первой части сравнения говорится про форму фрукта, а во второй части — про вкус. А сравнивать нужно одинаковые признаки (цвет, форму, величину, вес и пр.) Правильные сравнения такие: яблоко круглое, а лимон овальный или яблоко сладкое, а лимон кислый. • Морковь оранжевая, а огурец растёт на земле • У гуся длинная шея, а цыплёнок маленький • Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий • Холодильник белый, а ковёр мягкий • Вата лёгкая, а гиря чёрная • У зайца длинные уши, а медведь коричневый • Зебра полосатая, а леопард злой УПРАЖНЕНИЕ №23 Цель: подробно рассказать, что разного у 2-х сходных объектов. В случаях затруднений использовать слова-подсказки (с тем, чтобы ребёнок при сравнении привыкал придерживаться схемы, плана). Пример: (сравнение самолёта и птицы). Подсказки взрослого: главное отличие (птица живая, а самолёт — неживой), голова (у птицы есть голова, у самолёта — нет), движение крыльев (птица машет крыльями, а самолёт — нет), перья (птица покрыта перьями, а самолёт — нет), и т.п. • Самолёт и птица • Река и озеро • Солнце и луна • Туча и облако • Книга и альбом • Трамвай и метро • Компьютер и телевизор • Кастрюля и сковородка • Зонт и крыша • Велосипед и автобус • Коляска и санки • Столб и дерево • Нож и ножницы • Ваза и банка • Платье и сарафан • Шкаф и тумбочка • Наволочка и пододеяльник • Топор и молоток • Гвоздь и шуруп • Половник и ложка • Вилка и грабли • Дом и теплица • Будка и клетка УПРАЖНЕНИЕ №24 Цель: подробно рассказать о представлениях, вызываемых каждым словом. В случае затруднений взрослый помогает ребёнку наводящими вопросами, чтобы научить наиболее полно формулировать понятия. Пример: (определение ребёнка) лужа — это такая ямка в земле. Вопросы взрослого: «А в асфальте может быть лужа? А эта ямка пустая? Как туда может попасть вода? Лужа очень глубокая? В ней можно утонуть?» и т.п. После целого ряда аналогичных вопросов ребёнку предлагается дать обобщённое определение. • Ложь • Наказание • Тюль • Скворечник • Гроза • Рельсы • Стужа • Перила • Грядка • Теплица • Дворец • Шалаш • Кафель • Магнитофон • Бассейн • Подъезд • Соревнование • Эскалатор • Клетка • Душ • Телевизор • Почка • Веранда • Песочница • Приз • Праздник • Открытка • Дружба • Почтовый ящик • Обои • Балкон • Ссора УПРАЖНЕНИЕ №25 Цель: установив логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду, дорисовать недостающий элемент логической цепочки. (При необходимости воспользоваться рисунками-подсказками). Подробно объяснить свой выбор. УПРАЖНЕНИЕ №26 Цель: включить в предложение название времени года, подходящее по смыслу к данному понятию. Объяснить свой выбор. Пример: (снегопад). Зимою, во время снегопада, машинам трудно ездить по улицам. • Ливень • Слякоть • Листопад • Мороз • Пасмурно • Жара • Купание • Снеговик • Пляж • Ручейки • Сосульки • Ледоход • Снежки • Куличики • Одуванчики • Почки • Вьюга • Цветение • Иней • Проталины • Урожай • Капель • Каток • Прополка УПРАЖНЕНИЕ №27 Цель: подробно объяснить — что положительного и что отрицательного в названных явлениях. Пример: дождь поливает, питает все растения. Это хорошо. Но под дождём можно промокнуть и потом простудиться. Это плохо. • Листопад • Купание в реке • Гонка на мотоциклах • Рубка леса • Снегопад • Гимнастика • Путешествие • Просмотр телевизионных передач • Езда на машине • Пребывание на пляже • Празднование дня рождения • Компьютерные игры • Солнечные ванны • Прогулка по лесу • Долгий сон • Охота • Ремонт в квартире • Поездка на дачу • Катание на аттракционах УПРАЖНЕНИЕ №28 Цель: подробно объяснить — в чём ошибочность приведённых суждений. • У Кати кукол больше, чем игрушек • Трёхэтажный дом ниже одноэтажного • Ручеёк шире реки • Самолёт движется медленнее машины • В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира • Папа моложе сына, но старше дедушки • Черепаха ползает быстрее змеи • Тигр слабее кошки • Петя собрал поганок больше, чем грибов • У зайца ушей больше, чем у медведя • Стол квадратнее окна • Стул деревяннее тумбочки 2 апреля 2020 в 12:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.