МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.
|
"Логопедические упражнения для развития речи" часть 3 (консультация учителя - логопеда Ворошиловой И. А.)УПРАЖНЕНИЕ №13 Цель: рассказать, во что превратится • Стул без спинки • Чашка без ручки •Мороженое без холодильника • Всадник без лошади • Дерево без веток • Стол без ножек • Диван без спинки • Самолёт без крыльев • Книга без страниц • Подушка без перьев • Спички без серы • Снеговик без холода • Телевизор без электричества • Карандаш без грифеля • Кофта без рукавов • Кепка без козырька • Окно без стёкол • Сад без деревьев УПРАЖНЕНИЕ №14 Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каждой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком. • Дети сели в лодку … • Мама надела нарядное платье … • Петя закрыл лицо руками … • Катя подняла с земли птенчика … • Вова взял собаку на поводок … • Дедушка поставил в огороде пугало … • Рабочие привезли кирпич … • Папа купил цветы … • Лена размахивала руками … • Дима нагнулся над кустом … • Водитель открыл багажник автомобиля … • Мама подошла к телефону … • Лена налила в миску суп … • Марина открыла окно … • Серёжа подошёл к ручью … УПРАЖНЕНИЕ №15 Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия. Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька), а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяснение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и чёткой). Муравейник — нора — скворечник — дупло. Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик. Велосипед — коньки — санки — лыжи — снегокат. Расчёска — зубная щетка — бант — мочалка — зубная паста. Курица — сосиска — сыр — колбаса — ветчина. Ложка — вилка — нож — ножницы — половник. УПРАЖНЕНИЕ №16 Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима. Пример: во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость. Покупать Помнить Храбрость Тупой (нож) Высокий Знаменитый Мелкий Подниматься Молчать Встречать Открывать Ругаться Широкий Мягкий Легко Темно Грязно Толстый Гладкий Полный (стакан) Добрый Искать Брать Старый (диван) Шершавый Грубый (разговор) Весёлый Быстро Длинный Молодой УПРАЖНЕНИЕ №17 Цель: прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов. Рассказ К. Д. Ушинского «Лекарство» Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Таня, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит «Дай, я за тебя выпью!» • Для чего врач прописал маме лекарство? • Каким оно было на вкус? • Легко маме было пить невкусное, горькое лекарство? • Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка ? • Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство? • Как можно назвать такую девочку? • Как может девочка помочь больной матери? Рассказ Л. Н. Толстого «Волк и коза» Видит волк, что коза пасётся на горе, и никак ему к ней не подобраться. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моём, а о своём корме печёшься!» Вопросы: • Где паслась коза? • Мог волк к ней подобраться ? • Зачем волк предлагал козе спуститься с горы? • Как ты думаешь — внизу трава была действительно слаще? • О каком корме для волка говорит коза? • Кто из зверей (волк или коза) хищник? • Что могло бы случиться с козой, если бы она приблизилась к волку? • Могла бы коза стать кормом для волка? • О чьём корме заботился волк? Рассказ Л. Н. Толстого «Три Калача и одна баранка» Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил другой калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку». Вопросы: • Прав мужик или нет ? • В чём его ошибка? • Мог он наесться одной баранкой ? • Почему он стал сыт после того, как съел баранку? • Зря мужик ел калачи? УПРАЖНЕНИЕ №18 Цель: проанализировав ситуацию, изображённую на картинке, подробно объяснить — в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.
УПРАЖНЕНИЕ №19 Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением. С каждой парой слов составить предложение. Пример: умный друг — глупый враг. Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъём), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход) Слабый мороз Грустная старость Трусливый богач Долгожданная находка Тихий плач Узкий выезд Знаменитый смельчак Выгодная покупка Добрый друг Радостная встреча Неожиданный отъезд Плавный вдох Вспомнить радость Светлый верх Внешнее спокойствие Извилистый спуск Давняя обида Мелкий недостаток Отдать много Взволнованный враг Пустить сверху Тёмное прошлое УПРАЖНЕНИЕ №20 Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправдоподобность ситуации, изложенной в стихотворении. Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала! Быстрый бег у тигра-крошки, У ежа — огромный рост, У слона кривые рожки И большой пушистый хвост. Сел воробышек на дом, Провалилась крыша. Под берёзою с котом Пляшут польку мыши. Сидела кошка в птичьей клетке, А птичка съесть ее хотела, Но кошка прыгнула на ветку И, прочирикав, улетела. Из воды, увидев волка, Белка бросилась к кустам, Бегемот залез на ёлку И грызёт орешки там. Мухи съели паука, Рыбы ловят рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.
26 марта 2020 в 19:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.