МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Логопедические упражнения для развития речи" часть 3 (консультация учителя - логопеда Ворошиловой И. А.)

УПРАЖНЕНИЕ №13

Цель: рассказать, во что превратится

Стул без спинкиЧашка без ручки

Мороженое без холодильника   • Всадник без лошади

Дерево без ветокСтол без ножек

•  Диван без спинкиСамолёт без крыльев

Книга без страницПодушка без перьев

Спички без серыСнеговик без холода

Телевизор без электричестваКарандаш без грифеля

Кофта без рукавовКепка без козырька

Окно без стёколСад без деревьев

 УПРАЖНЕНИЕ №14

Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каж­дой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Про­говорить получившееся высказывание целиком.

Дети сели в лодку

Мама надела нарядное платье

Петя закрыл лицо руками

Катя подняла с земли птенчика

Вова взял собаку на поводок

Дедушка поставил в огороде пугало

Рабочие привезли кирпич

Папа купил цветы

Лена размахивала руками

•  Дима нагнулся над кустом

Водитель открыл багажник автомобиля

Мама подошла к телефону

Лена налила в миску суп

Марина открыла окно

Серёжа подошёл к ручью

 УПРАЖНЕНИЕ №15

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем суть отличия.

Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька), а чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка чая здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяс­нение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Од­нако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).

Муравейник нора — скворечник — дупло.

Снежинка мороженое — горячий чай — сосулька — снеговик.

Велосипед — коньки санки лыжи — снегокат.

Расчёска — зубная щетка — бант мочалка зубная паста.

Курица — сосиска — сыр — колбаса ветчина.

Ложка — вилка — нож ножницы — половник.

511e145cd9625774dfc107c4a8220c20.jpg

0bad987873d1c2b1609bc23e580a3da1.jpg

66489e7fa59ec5f7195055eb3aa6b8db.jpg

794ace80a0a511cbbe85491fc76076a0.jpg

633b162a34e26037f9092ed1c1916f30.jpg

a27ef830cba7841f3088afca07586079.jpg

 УПРАЖНЕНИЕ №16

Цель: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Покупать Помнить Храбрость

Тупой (нож) Высокий Знаменитый

Мелкий Подниматься Молчать

Встречать Открывать Ругаться

Широкий Мягкий Легко

Темно Грязно Толстый

Гладкий Полный (стакан) Добрый

Искать Брать Старый (диван)

Шершавый Грубый (разговор) Весёлый

Быстро Длинный Молодой

 УПРАЖНЕНИЕ №17

Цель: прослушав рассказ, проанализировать его с помощью вопросов.

Рассказ К. Д. Ушинского «Лекарство»

Заболела мать Тани. Доктор прописал ей горькое лекарство. Видит Та­ня, что мать пьёт лекарство с трудом, и говорит «Дай, я за тебя выпью!»

•  Для чего врач прописал маме лекарство?

•  Каким оно было на вкус?

•  Легко маме было пить невкусное, горькое лекарство?

•  Поможет маме лекарство, если его выпьет дочка ?

•  Почему девочка предложила маме выпить за неё лекарство?

•  Как можно назвать такую девочку?

•  Как может девочка помочь больной матери?

Рассказ Л. Н. Толстого «Волк и коза»

Видит волк, что коза пасётся на горе, и никак ему к ней не подобрать­ся. Волк козе и говорит: «Иди, коза, вниз, тут и место поровнее, и трава для корма слаще». А коза ему и отвечает: «Нет, волк, не пойду! Ты не о моём, а о своём корме печёшься!»

Вопросы:

•  Где паслась коза?

• Мог волк к ней подобраться ?

Зачем волк предлагал козе спуститься с горы?

Как ты думаешь — внизу трава была действительно слаще?

О каком корме для волка говорит коза?

Кто из зверей (волк или коза) хищник?

Что могло бы случиться с козой, если бы она приблизилась к волку?

Могла бы коза стать кормом для волка?

О чьём корме заботился волк?

Рассказ Л. Н. Толстого «Три Калача и одна баранка»

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел, ему всё ещё хо­телось есть. Он купил другой калач и съел, ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал: «Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку».

Вопросы:

Прав мужик или нет ?

В чём его ошибка?

Мог он наесться одной баранкой ?

Почему он стал сыт после того, как съел баранку?

•  Зря мужик ел калачи?

 УПРАЖНЕНИЕ №18

Цель: проанализировав ситуацию, изображённую на картинке, по­дробно объяснить — в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.

6a856b0973474c65b2a581bb8af93bdb.jpg

23e4a5cc2f027055643f1dc403f48bd8.jpg

7f6a55b6c561817ff6dde7a1bffdb307.jpg

56170d74cfebaa4580134694a497751d.jpg

 

УПРАЖНЕНИЕ №19

Цель: к каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним, то есть пару слов с противоположным значением. С каждой парой слов соста­вить предложение.

Пример: умный друг — глупый враг.

Яркий рассвет (тусклый закат), низкий спуск (высокий подъём), короткий день (длинная ночь), открытый вход (закрытый выход)

Слабый мороз Грустная старость

Трусливый богач Долгожданная находка

Тихий плач Узкий выезд

Знаменитый смельчак Выгодная покупка

Добрый друг Радостная встреча

Неожиданный отъезд Плавный вдох

Вспомнить радость Светлый верх

Внешнее спокойствие Извилистый спуск

Давняя обида Мелкий недостаток

Отдать много Взволнованный враг

Пустить сверху Тёмное прошлое

 УПРАЖНЕНИЕ №20

Цель: наиболее полно и связно объяснить — в чём нелепость, неправ­доподобность ситуации, изложенной в стихотворении.

Рыбка с мостика нырнула,

 Вскрикнула и утонула.

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

 Возле речки, ну дела,

Серого обогнала!

Быстрый бег у тигра-крошки,

У ежа — огромный рост,

У слона кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Сел воробышек на дом,

Провалилась крыша.

Под берёзою с котом

Пляшут польку мыши.

Сидела кошка в птичьей клетке,

А птичка съесть ее хотела,

Но кошка прыгнула на ветку

И, прочирикав, улетела.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам,

Бегемот залез на ёлку

И грызёт орешки там.

Мухи съели паука,

Рыбы ловят рыбака,

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

 

26 марта 2020 в 19:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.