МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.
|
"Логопедические упражнения для развития речи" часть 2 (консультация учителя - логопеда Ворошиловой И. А.)УПРАЖНЕНИЕ №6 Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор. Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо. Стрелка — часы, колесо — … Колесо — круг, ковёр — … Белка — дупло, медведь — … Кофта — шерсть, шуба — … Магазин — продавец, больница — … Рыба — река, птица — … Ваза — стекло, кастрюля — … Молоко — масло, мясо — … Коза — капуста, белка — … Лошадь — сено, кошка — … Чай — печенье, суп — … Стул — спинка, корабль — … Самолёт — аэропорт, корабль — … Ракета — космос, самолёт — … День — обед, вечер — … Инструмент — работа, кукла — … Охотник — ружьё, рыбак — … Слово — буква, дом — … Ногти — ножницы, борода — … Дождь — сырость, жара — … Лес — деревья, поле — … Лиса — хитрость, заяц — … Палец — кольцо, ухо — … Лимон — кислота, конфета — … Школа — ученик, больница — … Вулкан — извержение, река — … Задача — решение, вопрос — … Писатель — книга, скульптор — … Море — капля, толпа — … Автомобиль — дорога, поезд — … Поезд — станция, самолёт — … Цветок — бутон, листок — … УПРАЖНЕНИЕ №7 Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор. • Кисель — кефир — сок — чай (напитки) • Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка • Муравейник — нора — логово — берлога • Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл • Глина — шерсть — дерево — пластмасса • Двойка — тройка — пятёрка — единица • Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха • Салат — каша — борщ — запеканка • Топор — лопата — пила — отвёртка • Серьги — браслет — цепочка — кулон • Храбрость — доброта — трудолюбие — честность • Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло • Клюв — перья — крылья — коготки • Есть — спать — учиться — гулять УПРАЖНЕНИЕ №8 Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие. • Стол, стул, диван • Творог, сыр, масло • Врач, повар, лётчик • Сок, кефир, компот • Шишка, жёлудь, орех • Корабль, лодка, яхта • Паровоз, электричка, трамвай • Книга, альбом, блокнот • Торшер, бра, настольная лампа • Сосиски, колбаса, котлета • Земляника, клюква, малина • Сыроежка, лисичка, подберёзовик • Сосна, берёза, липа • Жасмин, шиповник, сирень • Дождь, ветер, иней УПРАЖНЕНИЕ №9 Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом потому что. • Мама отругала сына, потому что…. • Мальчик решил переодеться, потому что … . • Девочка поднялась с сиденья автобуса … . • Мальчик быстро бежал к школе… . • У Саши заболели глаза … . • Учительница весело рассмеялась … . • Бабушка выключила телевизор … . • Собака грозно зарычала … . • Мама заплакала … . • Гости громко рассмеялись … . • Собака весело завиляла хвостом … . • Кот выгнул спину и зашипел … . • Мама открыла окно … . • Петя громко вскрикнул … . • Стая ворон поднялась над полем … . • Машины резко затормозили … . • Милиционер громко засвистел … . УПРАЖНЕНИЕ №1O Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага. • Ночник, торшер, свеча… • Глаза, нос, брови… • Простыня, пододеяльник, наволочка… • Пруд, река, озеро… • Слива, яблоко, персик … • Брюки, шорты, юбка … • Стол, полка, стул… • Кофта, свитер, рубашка… • Коза, свинья, корова … • Картошка, морковь, огурец … • Ёлка, береза, сосна … • Трамвай, электричка, троллейбус … • Сковородка, чашка, кастрюля … • Петух, гусь, воробей … • Корова, лошадь, лев … УПРАЖНЕНИЕ №11 Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет. УПРАЖНЕНИЕ №12 Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта. Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п. ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки. САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки. УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины. ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы. МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы. РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.
23 февраля 2020 в 11:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.