МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Логопедические упражнения для развития речи" часть 2 (консультация учителя - логопеда Ворошиловой И. А.)

УПРАЖНЕНИЕ №6

Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слона: тачка, ве­лосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка — часы, колесо — … 

Колесо — круг, ковёр — …

Белка — дупло, медведь — …

Кофта — шерсть, шуба — …

Магазин продавец, больница — …

Рыба — река, птица — …

Ваза стекло, кастрюля — …

Молоко — масло, мясо — …

Коза — капуста, белка — …

Лошадь — сено, кошка — …

Чай печенье, суп — …

Стул — спинка, корабль — …

Самолёт — аэропорт, корабль — …

Ракета — космос, самолёт — …

День — обед, вечер — …

Инструмент работа, кукла — …

Охотник ружьё, рыбак — …

Слово — буква, дом  — …

Ногти — ножницы, борода — …

Дождь — сырость, жара — …

Лес — деревья, поле — …

Лиса — хитрость, заяц — …

Палец — кольцо, ухо — …

Лимон кислота, конфета — …

Школа — ученик, больница — …

Вулкан — извержение, река — …

Задача — решение, вопрос — …

Писатель — книга, скульптор — …

Море капля, толпа — …

Автомобиль — дорога, поезд  — …

Поезд станция, самолёт — …

Цветок бутон, листок — …

 УПРАЖНЕНИЕ №7

Цель: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель кефир сок — чай (напитки)

Утюг — холодильник — пылесос кофеварка

Муравейник — нора логово берлога 

Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл

Глина — шерсть дерево пластмасса

Двойка тройка — пятёрка — единица

Дирижёр шофёр — воспитатель портниха

Салат — каша — борщ — запеканка

Топор — лопата пила — отвёртка

Серьги браслет цепочка — кулон

Храбрость — доброта — трудолюбие честность

Волейбол — баскетбол футбол водное поло

Клюв перья — крылья коготки

Есть — спать — учиться — гулять

 УПРАЖНЕНИЕ №8

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван

Творог, сыр, масло

Врач, повар, лётчик

Сок, кефир, компот

Шишка, жёлудь, орех

Корабль, лодка, яхта

Паровоз, электричка, трамвай

Книга, альбом, блокнот

Торшер, бра, настольная лампа 

Сосиски, колбаса, котлета

Земляника, клюква, малина

Сыроежка, лисичка, подберёзовик

Сосна, берёза, липа

Жасмин, шиповник, сирень

Дождь, ветер, иней

УПРАЖНЕНИЕ №9

Цель: закончить предложение, объяснив названное событие. Исполь­зовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом пото­му что.

Мама отругала сына, потому что….

Мальчик решил переодеться, потому что … .

Девочка поднялась с сиденья автобуса … .

Мальчик быстро бежал к школе… .

У Саши заболели глаза … .

Учительница весело рассмеялась … .

Бабушка выключила телевизор … .

Собака грозно зарычала … .

Мама заплакала … .

Гости громко рассмеялись … .

Собака весело завиляла хвостом … .

Кот выгнул спину и зашипел … .

Мама открыла окно … .

Петя громко вскрикнул … .

Стая ворон поднялась над полем … .

Машины резко затормозили … .

Милиционер громко засвистел … .

 УПРАЖНЕНИЕ №1O

Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить од­но, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рас­суждений.

Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть текст, а альбом и тетрадь текста не содержат, это просто скрепленная бумага.

Ночник, торшер, свеча

Глаза, нос, брови

Простыня, пододеяльник, наволочка

Пруд, река, озеро

Слива, яблоко, персик

Брюки, шорты, юбка

Стол, полка, стул

Кофта, свитер, рубашка

Коза, свинья, корова

Картошка, морковь, огурец

Ёлка, береза, сосна

Трамвай, электричка, троллейбус

Сковородка, чашка, кастрюля

Петух, гусь, воробей

Корова, лошадь, лев

 УПРАЖНЕНИЕ №11

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов, назвать, а затем подробно рассказать о том общем, что все их объединяет.

52fd3d588ec453e46cbc74d3c0aa0e3d.jpg

78777b44975b01b77833548cf4bbae86.jpg

24f0f9edd34a1dc05ec1958cb4f0cbec.jpg

УПРАЖНЕНИЕ №12

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основно­го объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не сущест­вует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда поня­тий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ре­бёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объек­та.

Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.

САД: забор, фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины.

ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы.

 МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы.

РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба.

7cfa350e2ff23b1cdc95c8a10e2a5bab.jpg

41979fdbb632541a47848f261f332bcb.jpg

6122abd2a15c3c722d2d06368b088c04.jpg

dfd3e48e439e141cb9d6de8a810237de.jpg

320004625f888e55e9581aaf568f061f.jpg

4f59f89816a2082c95bd47e5aa21ecef.jpg


23 февраля 2020 в 11:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.