МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.
|
"Детский фольклор как средство развития речи" (консультация воспитателя Старовойтовой М. В.)Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг. Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи. У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка». ИГРЫ – РАЗМИНКИ Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать. «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения. КОНИ, КОНИ, КОНИ, СИДЕЛИ НА БАЛКОНЕ, ЧАЙ ПИЛИ, ЧАШКИ БИЛИ, ПО-ТУРЕЦКИ ГОВОРИЛИ: «ЧАБИ-ЧАЛЯБИ, ЧАЛЯБИ-ЧАБИ-ЧАБИ!» МЫ НАБРАЛИ В РОТ ВОДЫ, И СКАЗАЛИ ВСЕМ «ЗАМРИ!» ИГРЫ – ЗАБАВЫ Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры ЛЕТЕЛА ВОРОНА В ГОЛУБЫХ ПАНТАЛОНАХ, ЧИТАЛА ГАЗЕТУ ПОД НОМЕРОМ ПЯТЬ. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! ЛЕТЕЛИ ГУСИ ПО СИНЕМУ НЕБУ И ЗАГАДАЛИ ЧИСЛО. - КАКОЕ? - ЛЮБОЕ. - НАПРИМЕР? - ПЯТНАДЦАТЬ. - РАЗ, - …- ПЯТНАДЦАТЬ! (Ловля хлопком руки партнёра) ИГРЫ – «ЗАГАДАЛКИ» Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры. ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ, ЗУБЫ НАДО ПОЛЕЧИТЬ. -А Я БОЮСЬ! -А ТЫ НЕ БОЙСЯ! ЖАБА ПО ПОЛЮ СКАКАЛА И ЖЕЛАНЬЕ ЗАГАДАЛА. РАЗ, ДВА, ТРИ, ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНЬЕ ТЫ! (Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится) 10 декабря 2019 в 19:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.