МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Развитие речи дошкольника через дидактические игры" часть 1 (консультация воспитателя Гусевой Д. А.)

   Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира, и только через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. 

   С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач, а проблема развития речи является одной из актуальных. 

   Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Речевое развитие» включает в себя:

· владение речью, как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой культуры речи, как предпосылки обучения грамоте.

   Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

   Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

796e0ec8e22db9c1d7195c8f7c4f54a4.jpg

   Дидактическая игра - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

В игре ребенок получает возможность:

· обогащать и закреплять словарь;

· формировать грамматические категории;

· развивать связную речь;

· расширять знания об окружающем мире;

· развивать словесное творчество;

· развивать коммуникативные навыки. 

   Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

   Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

· игры с предметами (игрушками, природным материалом),

· настольно-печатные

· словесные игры.

f5694cf1a1daeab9fb5ce0ce79c679f2.jpg

   В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи  дошкольника. К играм с предметами можно отнести следующие игры: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Магазин игрушек», «Подбери игрушку», различные игры с мячом и т.д.

24 сентября 2019 в 21:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.