МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Как помочь ребенку заговорить" часть 1 (консультация воспитателя Калинкиной М. Н.)

 89dd98202578248c20df7b2671b8475e.jpg

Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет опреде­лять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление лич­ности. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, когда их малыш не говорит или говорит мало, в то время как его сверстники болтают без умолку. Нормально ли это?

Прежде всего, следует немного рассказать о возрастных особенностях речевого развития детей. Развитие речи ребенка в раннем дет­стве идет по двум основным линиям: с одной стороны, совершенству­ется понимание речи взрослых, с другой формируется собственная активная речь. Что касается понимания, то специалисты считают, что уже после 6 месяцев ребенок начинает понимать речь и устанавлива­ет связь между словом и предметом, словом и действием. Резкий ска­чок в развитии понимания происходит в период между годом и полу­тора годами. Поэтому обратите внимание на то, как ребенок реагирует на ваши слова: понимает ли он вас, когда вы просите его найти ту или иную игрушку, посмотреть на кого-либо, принести тот или иной предмет. Может ли он вместе с вами выполнить ваши указания, по­нимает ли объяснения, можете ли вы с ним договориться? После 2 лет ребенок должен уже в полном объеме понимать все слова взрослых, связанные с окружающими предметами.

Что касается словаря, то его уровень принято определять тем количеством слов, которые ребенок активно использует в своей речи в определенном возрасте. Специалисты считают, что в норме:

• в год ребенок имеет в своем запасе 4 слова;
• в 1,5 года количество этих слов увеличивается до 20-30;

• в 2 года количество возрастает до 300 слов!
При этом в период от года до двух лет ребенок в основном исполь­зует однословные предложения: «Дай», «Пить», «Мама», «Бо-бо» и так далее. К двум годам он переходит на двухсловные предложения.

Бить тревогу необходимо  в том случае, если ребенок к трем годам не говорит простыми предложениями и не понимает речи взрос­лого. В этом случае задержка или нарушение развития речи могут являться частью общей задержки развития. Кроме того, это может быть вызвано поражением слуха ребенка. В этом слу­чае необходимо проконсультироваться у специалистов: отоларинголо­га, невропатолога, психолога, логопеда.

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем испра­вить. Что же можно посоветовать родителям малыша для того, чтобы стимулировать и развивать его речь?

Первое. Разговаривайте со своим ребенком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. И если все вокруг молчат, ребенок может не воспринимать речевое общение как необходимость, как то, что поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети учатся, наблюдая за взрослы­ми и копируя их поведение. Многие мамы постоянно читают ребенку книжки и включают ему мультфильмы, полагая, что уж тут-то он наслушается речь вдоволь. Но этого мало. Если вы прочитали сказку, посмотрели фильм, обязательно обсудите их с малышом, а еще лучше – проиграйте, сделайте маленький спектакль, нарисуйте или слепите героев. Ведь вы же заинтересованы в том, чтобы перевести речь ребенка из пассивного плана в активный? По мнению психологов, только желание ребенка получить от взрослого что-нибудь создает необходимость назвать предмет. Следите за своей речью  и исправ­ляйте ребенка, если он неверно произносит слова.

c21c5e4458c66b40844931e53108cfcc.jpg

 

 

17 апреля 2018 в 21:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.