МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.

"Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста" (консультация воспитателя Калинкиной М. Н.)

7b7950de907aa4a2fd8b6f4ed0db398d.jpg

    Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Малые фольклорные формы являются первыми художественными предложениями, которые слышит ребёнок.

    Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Знакомство с детским фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знание о природе.

    Фольклор помогает овладеть речью, как средством общения и является носителем культурных традиций народа. Само построение фольклорного произведения лёгкое, хорошо запоминающееся, легко произносимое, звучное, ритмичное, напевное привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, помогает ненавязчиво поставить и развить речь ребёнка.

     В период адаптации детей к новой обстановке, когда дети скучают, плачут по маме, по дому, когда ещё не могут общаться с другими детьми, со взрослыми, нам, воспитателям, очень важно было найти подход к каждому ребёнку. И в этом нам помогают малые фольклорные формы. Используя песенки, потешки, колыбельные песни, мы смогли установить контакт с каждым ребёнком своей группы, вызвали у детей положительные эмоции, симпатию, доверие, привязанность к малознакомому человеку – воспитателю.

 Песенки, потешки используем во всех режимных моментах.

Во время умывания: «Водичка, водичка умой (имя ребёнка) личко»,

- Ай, лады, лады, лады - Вот журчит водица,

  Не боимся мы воды, Мыльце пузырится,

  Чисто умываемся Ты журчи, водица,

  Маме (деткам) улыбаемся. Деткам дай умыться.

- Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, а пальчики Антошке.

Во время еды:

- Умница Катенька, - Кашей подкрепились,

Ешь кашу сладенькую, Кофе сладкого напились.

Вкусную, пушистую, А теперь (говорю о том,

Мягкую, душистую. что будем делать).

  С первых прогулок играли с детьми в такие игры: «Большие ноги шли по дороге – топ – топ, топ – топ, топ – топ. Маленькие ножки бежали по дорожке топ – топ – топ – топ – топ –топ». «По ровненькой дорожке». В этих играх дети с удовольствием выполняли движения, чувствовали изменение темпа, и проговаривали слова «топ-топ», «в ямку-бух».

   Во время расчесывания мы говорим: «Уж, как я тебе косичку заплету, прежде я твою головку расчешу», потешку «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса».

   Ознакомление детей с песенками, потешками, сказками мы проводим в ходе непосредственной образовательной деятельности и в совместной, свободной деятельности. При ознакомлении с фольклором обязательно используем наглядные средства – это игрушки, картинки, книги, с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. Приём инсценировки сочетается с синхронным рассказыванием, что помогает соединить зрительное и слуховое восприятие детей. У нас в группе есть настольные театры по сказкам: «Колобок», «Теремок», «Козлята и волк», театр на фланелеграфе по потешке «Наши уточки с утра», по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

   Русские народные сказки являются прекрасным материалом для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Своим детям мы рассказываем и показываем такие сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Козлята и волк», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса». Для маленьких детей наиболее доступна диалогическая речь, поскольку овладение языком идёт именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребёнка со взрослым. В сказке «Репка» нет диалогов, поэтому, показывая и рассказывая эту сказку, я дополняю содержание прямой речью.

«Позвал дед бабку:

- Бабка, иди помогай!

- Иду, иду.

… Позвала бабка внучку:

- Внучка Танюшка, иди помогай!

- Бегу, бегу!» и т.д.

   Иногда детям говорю: «Не слышит кошка Мурка, давайте позовём её». Дети начинают подговаривать некоторые слова: «Кошка Мурка иди помогай!» «Мяу, мяу, мяу» - прибежала кошка. Звукоподражание проговаривают большинство детей. В таком изложении дети слушают сказку с большим интересом, с желанием помочь героям сказки. Дети очень любят рассматривать книги. Так рассматривая книгу «Курочка Ряба», мы выяснили, что у бабы и деда была курочка Ряба, котик и мышка, а у курочки был дружок – петушок. Рассматривая иллюстрации, дети учатся выражать те или иные чувства – радость, ласку, огорчение, удивление.

   Помимо познавательных задач, мы запланировали ознакомление детей с потешками о кошке. Рассматривали книги и читали «Как у нашего кота», «Киска, брысь», «Пошел котик на торжок», «Кисонька – мурысенька», «Кошкин дом», «Котя, котенька, коток». Сразу запомнила потешку «Киска, брысь, Алеся; Очень полюбилась детям потешка «Пошел котик на торжок».  Все дети ждут, когда же им котик принесёт булочку, т.е. рассказывая потешку, я проговариваю имя каждого ребёнка. «Самому ли есть, либо (имя ребёнка) снесть…» Любят дети погрозить кисоньке – мурысеньке и проговорить «не ешь одна, не ешь одна», потом перечисляем, кого нужно угостить пряничком, конечно же, называем всех детей.

 В рамках краткосрочного проекта мы знакомились с такими песенками и потешками: «Зайка серенький сидит», «Вышел зайчик погулять», «Зайчишка – трусишка», «Лиса по лесу бежала», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый». С помощью этого фольклорного материала дети учатся разнообразным выразительным движениям, например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь и проговаривают «мишка косолапый по лесу идет», как мягко крадётся лиса, движения заиньки в песенках «Заинька, походи» и «Зайка серенький сидит». Пальчиковые игры про зайчика, кошку, имитационные движения способствуют развитию общей и мелкой моторики, что очень сказывается на речевом развитии детей.

 С января начата работа над полугодовым проектом «Фольклор и дети». Его цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. План ознакомления с фольклорными произведениями составлен помесячно и включает в себя разделы:

1. Фольклорный материал: потешки, колыбельные песни, сказки, потешки для режимных моментов;

2. Изо: рисование и лепка (проговаривание потешек);

3. Пальчиковые игры, подвижные и хороводные игры;

4. Наблюдение на прогулке. Здесь будем читать потешки согласно времени года. Январь: «Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос», «Ой, ты, зимушка – зима, ты с морозами пришла». Февраль: «Ветер, ветерцо, не дуй мне в лицо». Март: «Иди весна, иди красна», «Солнышко – ведрышко, выйди поскорей, ребяток обогрей» и т.д.

 По завершении работы над проектом очень хочется выйти на такие результаты:

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.

3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

4. Дети начнут овладевать навыками общения со взрослыми и сверстниками.

bd34fd1e400e984ce8eb35fc902b0e5d.jpg

   

5 марта 2018 в 19:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.