МДОУ д/с 28 г. Ржев Тверская обл.
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 5145.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Татьяна Кудрявцева (УИ №172821, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
"Обучение грамоте в подготовительной к школе группе" (консультация для родителей учителя - логопеда Сучковой Н. А.)
22 ноября [сб]
В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка. Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях. •Подготовка к анализу и синтезу звукового состава слова. •Формирование навыка беглого послогового чтения. Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй третий. Далее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный». На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно-и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную характеристику звуков — твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука. Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук — глухой согласный, второй — гласный, третий — звонкий согласный, четвертый — гласный, например, козы). Одновременно детей знакомят с графическим изображением гласных, а затем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают слоги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Предлагаются варианты преобразования слова (лак —рак — мак). Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чтения слов различной сложности (на основе их анализа) детей учат расчленять предложения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу между словом и предложением, соблюдая паузы между словами, правила написания заглавной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения. От чтения предложений дети переходят к осмысленному беглому чтению легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тексту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное. Развитие лексико-грамматического строя речи Состоит из следующих разделов работы: • Знакомство с родственными словами. • Выделение общей части родственных слов (выполняется на практике). • Наблюдение за единообразием написания: - гласной фонемы в корне (в ударном и безударном положении); - согласной фонемы в корне в сильной позиции (перед гласным звуком); - оглушаемой согласной (перед глухим согласным звуком в корне). • Знакомство с существительными (словами-предметами), глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками). • Преобразование одной части речи в другую (с выделением общей части родственных слов). • Словообразование имен существительных с помощью суффиксов: - ласкательно-уменьшительных; - образование слов, обозначающих профессии. • Словообразование глаголов с помощью приставки. • Словоизменение существительных — составление беспредложных и предложных словосочетаний со связью по типу управления. • Словоизменение прилагательных — составление словосочетаний с существительными со связью по типу согласования. • Составление простых распространенных предложений Учитывая возраст детей, терминологию на занятиях надо применять ограниченно. К концу курса дошкольники должны знать термины: предложение, слово, слог, звук, буква, гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, ударный, безударный, слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. К концу курса дети должны: • Правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме. • Уметь охарактеризовать звук: гласный-согласный; гласный — ударный-безударный; согласный — твердый-мягкий, звонкий-глухой. • Определять количество предложений в тексте, слов в предложении. • Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами. • Грамматически правильно оформлять речь; в нее должны входить все основные части речи. Родителям стоит задуматься, если к 6—7 годам ребенок: — негативно относится к любой умственной деятельности; — не любит отвечать на вопросы, не любит чтение; — не может подчиняться правилам; — не может подобрать синонимы или антонимы; — не умеет ориентироваться на заданную систему требований; — не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания; — не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия образца.
Для предотвращения этих негативных сторон родители должны: — рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе; — на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка; — воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний; — никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Обучение чтению и счету — важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Признаки готовности к школе: — сильное желание учиться (созревание учебного мотива); — достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; — способность к выполнению основных мыслительных операций; — достижение определенного уровня физической и психической выносливости; — развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств; — определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.